Адреса и телефоны наших филиалов

Офис работает с понедельника по пятницу, с 9:00 до 18:00, без обеда. Суббота и воскресенье - выходные дни.

Эл. почта: avtex-plus@yandex.ruТел.: +7 (391) 288-77-72

Аргументы для законодательной отмены самоподготовки

Для законодательной отмены самоподготовки есть очень серьезные аргументы:

1. Эта норма действует ошибочно.

В соответствии с Разделом 21 «Учебная езда» Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил. Обучающий же должен иметь при себе документ, на право обучения вождению, а используемый им автомобиль должен быть оборудован дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, а также зеркалом заднего вида, позволяющим обучаемому осуществлять контроль за движением. Выполнить пункты 21.1; 21.2; 21.3 и 21.5 ПДД, регламентирующие процесс обучения вождению, «самоподготовщик» в большинстве случаев не может. А значит и не имеет права сдавать экзамены.

Статья 26 ФЗ - «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196 гласит: «Допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объёме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категории «А» и «В» в объёме соответствующих программ».

Таким образом, изначально предполагалось, что самостоятельно к сдаче экзаменов на категории «А» и «В» смогут подготовиться водители, уже имеющие категории «С» или «D».

Последовавшее за ФЗ №196 Постановление Правительства от 15.12.99 N 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений» в п.10 установило норму, входящую в противоречие с самим Законом:

«Подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В" может также осуществляться в индивидуальном порядке путем прохождения подготовки в объеме соответствующих программ у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию, или самостоятельно.»

Хочется сразу отметить, что для специалистов, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность, не предусмотрены процедуры аттестации и лицензирования. В связи с этим нормы, предусмотренные п.10 являются «спящими» и должны быть пересмотрены.

Во исполнение пункта 3 статьи 10 Закона Российской Федерации «Об образовании» постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 823 утвержден перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната, предполагающего самостоятельное обучение, не допускается. В перечень указанных профессий входит «водитель автомобиля».

Если учесть, что ежегодно путем самоподготовки получают водительские удостоверения от 100 000 до 200 000 человек , то за период с 1999 года самоподготовщикам выдано 1.5-2 миллиона водительских удостоверений в России.

2. В форме самоподготовки невозможно освоить утвержденные Министерством образования и науки Примерные программы подготовки водителей.

 Каким образом обучающийся самостоятельно может выполнить 30 часов лабораторно-практических занятий и сдать комплексный экзамен по предметам, предусмотренный учебным планом программы, а главное – кому?

А как при самостоятельной подготовке возможно освоение предмета «Первая помощь»? И каким образом самоподготовщик учится выполнять приемы сердечно-легочной реанимации или остановки кровотечения? На эти вопросы ответов нет.

А ведь требование ФЗ о допуске к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами только при условии подготовки в объёме, предусмотренном учебными планами и программами, никто не отменял.

3. Эта норма ставит кандидатов водители в заведомо неравноправные условия: одни обязаны освоить программу, сдать комплексный экзамен в автошколе, а другие могут такими «мелочами» не озадачиваться.

4. Именно поэтому появились организации, оказывающие услуги в сфере самоподготовки.

Им не надо иметь лицензию, поскольку они не затрудняют себя выполнением программ, приемом внутреннего экзамена и выдачей свидетельства об окончании автошколы. Да и зачем процветающим бизнесменам такие сложности? 4 лекции, несколько часов вождения «в зависимости от индивидуальных особенностей», несколько филиалов, и безбедное существование обеспечено. Так что самоподготовка давно уже и не «само-», а хорошо налаженный бизнес, существующий на несовершенстве законодательства.

Мне могут возразить: мол, цифра-то невелика. За 2011 год только 130 тыс. новых водителей после самоподготовки. А никто не задумывался, почему при цифре 9 миллионов человекоэкзаменов за 2011 год на выходе только 2.2 миллиона выданных водительских удостоверений? И кто посчитал, сколько попыток сделали самоподготовщики при сдаче квалификационных экзаменов? Доходило и до 18 раз. А почему бы и нет? Услуга то бесплатная. Для них. А для автошкол?

5. Самоподготовка является формой недобросовестной конкуренции для автошкол, имеющих лицензию.

Об этом говорят цифры: в Москве функционируют 265 имеющих лицензию образовательных учреждений и организаций, занимающихся подготовкой водителей транспортных средств различных категорий. При этом их пропускная способность, ориентировочно, 200000 человек в год. По данным ГИБДД Москвы за 2010 г. общее количество граждан, получивших водительские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами, составляет 146000. Из них 32000 водительских удостоверений получено после самоподготовки, что составляет почти 22 %. Таким образом, на долю автошкол, имеющих лицензию, пришлось 116000 (это значит, что задействовано не более 58 % мощностей!). При этом цены, предлагаемые организациями, оказывающими услуги в сфере самоподготовки значительно ниже, чем в автошколах. И понятно почему. 4 лекции – это Вам не 106 часов в соответствии с программой!

Хотелось бы отдельно остановиться на вопросе предоставления учебного транспортного средства, принадлежащего автошколе для сдачи экзамена самоподготовщикам. Кто-то посчитал в этом случае размер временных и материальных затрат автошкол? По самым скромным подсчетам, для 32000 самоподготовщиков в Москве эта цифра составляет 10 тыс. учебных часов и 5 миллионов рублей (из расчета 500 руб. за час учебного вождения).

6. Наличие самоподготовки – недополучение бюджетных средств в виде налогов.

Кто на сегодняшний день контролирует ситуацию на рынке частной «подкатки», «докатки», и т. п. У инструкторов по вождению появился в профессиональной среде новый термин – «бизоны». А сколько этих «бизонов» «пасется» рядом с хорошо налаженным бизнесом в сфере самоподготовки с широкой сетью филиалов? Но это уже отдельная тема для налоговых органов.

ГИБДД вместе с профессиональным сообществом сферы подготовки водителей выступают за отмену самоподготовки.

Отрадно, что в проекте ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» этой нормы не существует. Однако предполагается, что Порядок подготовки и переподготовки водителей транспортных средств будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. На наш взгляд, этого недостаточно.

В ФЗ «О безопасности дорожного движения» должно быть предусмотрено прямое запрещение этой нормы. Например, как в ФЗ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации": «Обучение частных детективов и работников частных охранных организаций в заочной форме и в форме экстерната не допускается.»

А всем оппонентам, утверждающим, что отмена самоподготовки нарушит права человека - хочется ответить: напротив, наличие самоподготовки нарушает права на получение качественной подготовки, на освоение программ в полном объеме и на возможность получить навыки безопасного управления транспортным средством. А для тех, кто ограничен во времени или в передвижении необходимо знать, что Министерством образования и науки РФ официально допущено использование дистанционных форм обучения при подготовке водителей, за исключением лабораторных и практических занятий, текущего контроля и аттестации.

Источник: Межрегиональная ассоциация автошкол.  г. Москва.