Научим водить за четыре дня, или Почему закон о «Безопасности дорожного движения» нуждается в поправках?
В России вновь обсуждается инициатива реформирования системы подготовки водителей. В центре внимания - поправки к закону о «Безопасности дорожного движения», принятые депутатами ГД в первом чтении в конце прошлого года, и отправленные на доработку в думский комитет по транспорту.
Законопроект, призванный, по сути, внести существенные изменения в систему обучения водителей, расколол общество на два противоположных (если не враждующих) лагеря. Кто-то поправки поддерживает, а кто-то настаивает на том, что нужно все оставить так, как есть. Попробуем разобраться, что к чему.
Итак, основное нововведение, которое предусматривают поправки, заключается в запрете на так называемый «экстернат» при обучении водителей. То есть, согласно закону, человек, прошедший обучение дома или на каких-нибудь ускоренных курсах, не сможет сдавать экзамены на права. Именно эта часть законопроекта и вызывает споры.
По сути, благодаря поправкам, которые сейчас рассматривает Госдума, мы можем навсегда распрощаться с мертвой, совершенной недействующей, да еще и неправильно трактуемой нормой. К слову о трактовке. К сожалению, многие люди склонны полагать, что, согласно нынешнему законодательству, человек, прошедший обучение экстерном или самостоятельно, может идти и сдавать экзамен на права. На самом деле, эта норма подразумевала нечто иное. Проходить экзамен в ГИБДД таким образом разрешалось только водителям, у которых уже есть права той или иной категории. Например, если человек имеет водительское удостоверение категории «D» и управляет автобусом, он может сдавать экзамен на категорию «B». Однако по непонятным причинам закон стали трактовать иначе, и в итоге получилось то, что мы имеем сейчас.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведем пример. Часть людей, которые сдают экзамены в ГИБДД – это ученики полноценных автошкол, имеющих лицензию. Другая часть (примерно процентов 30) – ученики автошкол (хотя трудно назвать эти организации автошколами), которые либо работают без лицензии, либо с лицензией, но без соблюдения условий лицензирования. Иными словами, это организации, которые попросту делают деньги на доверчивых людях. И если в первом случае (в полноценной автошколе) человек действительно проходит адекватную подготовку, то во втором – банально тратит деньги и время. Как правило, эти школы работают по одному и тому же принципу: три-четыре часа занятий, немного практики и все. Далее человек, который, к слову, так ничему и не научился, отправляется в ГИБДД сдавать экзамены. Вариантов развития событий тут немного. Либо кандидат в водители с позором проваливается, осознает, что совершил ошибку, и идет переучиваться в нормальную автошколу, либо, подгоняемый желанием заполучить во что бы то ни стало права, пускается во все тяжкие вплоть до коррупции.
Спросите, почему же люди, несмотря на многочисленные предостережения, все же идут на обучение в такие автошколы? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вбить в любом поисковике слово «автошкола»… Что мы получим? Сотни страниц с объявлениями а-ля «Научим водить за четыре дня всего за шесть тысяч рублей». Естественно, подобное объявление привлечет плохо разбирающегося в этой теме человека. В нормальной автошколе нужно обучаться три месяца, а тут всего несколько дней… Ну разве не заманчиво?
Как ни прискорбно, но положение дел не будет меняться ровно до тех пор, пока не будет изменено законодательство. По сути, с принятием новых поправок, у нас появляется шанс хоть как-то прикрыть законодательную брешь, позволяющую жадным до денег товарищам, наживаться на людях.
Источник: Межрегиональная ассоциация автошкол. г. Москва.